Крик тотального одиночества

В Хакасском республиканском краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова открылась выставка работ художника Евгения Толмашова. Здесь и хранятся его полотна — более восьмисот.

Евгений ушёл из жизни два года назад, ему было 49 лет... Художник он странный и необычный. Работы его мрачны и депрессивны, на некоторых портретах мы видим только абрис, несколько деталей лица. Краски тёмные.
— Нас приучили, что искусство — это гармония и красота. Но Евгений Толмашов не боится показывать негативную сторону жизни, боль, деструктивность, разрушение. Для дома мы бы, наверное, не решились приобрести его произведения, — предположила на открытии выставки Ольга Ахремчик, искусствовед, куратор выставки.
Однако находились те, кто решался.
— Есть картины, которые хранятся у отечественных олигархов в Питере, в Москве. Периодически находились люди, которые организовывали ему выставки, а потом продавали работы (покупатели случались). Вот так разово Евгений зарабатывал на жизнь. Жил же очень скромно, — рассказала общественный деятель Галина Церенова, спасшая его художественное наследие.
Кстати, Галина возглавляет общественную организацию в Красноярске, которая организует хакасские праздники, — такое вот своеобразное землячество.
— Евгений приходил к нам. Его внешность располагала, он был необычным, притягивал. С ним было о чём говорить. Он немного увлекался шаманизмом, вообще очень интересный человек, — рассказала Галина Церенова. — Но одинок и замкнут. При этом Евгений был доверчивый, добрый, впечатлительный, как ребёнок. Ушёл из жизни неожиданно...
Осталось более восьмисот работ Толмашова. Часть была в местном Союзе художников, часть в мастерской, часть — на выставке в Прибалтике. Надо было всё объединить и сохранить. За это взялась Галина Церенова, ей помог сотрудник МВД по Хакасии Алексей Толмашов. Первое время картины хранились в полиции.
— Потом мы позвонили министру культуры республики Светлане Окольниковой. Реакция была мгновенной. Буквально через два дня из музея прислали машину, — вспоминает Галина. — Грузили картины под дождём, крытая «Газель» была заполнена под самую крышу.
Если бы не земляки-энтузи-асты, неизвестно, что стало бы с наследием талантливого художника...
Родился Евгений в селе Верх-Аскиз. В семье было четверо детей. Мама умерла, отец женился на другой, а мальчика отдали в детский дом. Тогда Хакасская автономная область была в составе Красноярского края, поэтому Женя попал в детский дом под Новосёлово. После восьми классов его отправили в Дивногорск — в ПТУ при заводе высоковольтной аппаратуры.
Отслужил в армии. Потом учился в качестве вольнослушателя в Красноярском художественном училище имени
В.И Сурикова. У него не было ни дома, ни семьи. Скитался по мастерским, жил даже под лестницей Суриковского училища. Он, повторю, был очень одинок.
— Его творчество — это крик человека, испытывающего тотальное одиночество. Человека, который не может докричаться до близких и дальних. Евгений Толмашов смог это одиночество нам «предъявить», — так характеризует творчество художника Лариса Анжиганова, доктор философских наук. — Согласны мы или не согласны, задевает нас или нет, это зависит от того, вступаем ли мы в резонанс с его работами, его душой.
Конструктивный экспрессионизм — так сам художник называл свою манеру письма. Егений оставил записки, в которых пытался объяснить своё мировоззрение, своё творческое кредо. «Основная тема моих картин — это драма крика, которой свойственна масштабность вселенских конфликтов. Всё это подаётся через резкость пластических ритмов, контрастность цветов и деформацию пространства». «Необходимо привести в действие другие способности ума, внутренний глаз, воображение, чтобы восприятие смогло привести к истинному пониманию». «Я изменял естественный вид предметов, главным образом, человеческого тела, чтобы отозвать зрителя от традиционного способа восприятия и подтолкнуть его к новому, более высокому осознанному состоянию видимого мира».
— Евгений Толмашов имеет свой собственный творческий почерк. И имеет творческую силу навязать нам свою философию, свою эстетику, своё видение мира. Этим он и интересен, — считает Ольга Ахремчик.
У работ Евгения Толмашова философские названия. Автор начинает какую-то мысль и предлагает зрителю домыслить в соответствии со своей душой: «Может быть такое», «Стоит ли вникать в это», «Страхом пронизана жизнь человека», «Ещё рано». На центральном полотне выставки в мрачных тонах изображён человек и большой замок. Называется картина «Закрыто».
Вероятно, с этим «закрыто» Толмашову приходилось сталкиваться в жизни постоянно. При этом назвать его непризнанным художником нельзя. У Евгения было более 30 персональных и групповых выставок — региональных, краевых и международных. В 1999 году он стал лауреатом премии всемирного конкурса рисунка в городе Торонто в Канаде. В 2006-м был принят в Союз художников России. Работы Евгения Толмашова хранятся в музеях и частных собраниях России, Канады, Латвии, Китая, Франции...
То, что большая часть его произведений вернулась на родину, справедливо. Он любил Хакасию, часто приезжал на праздники, говорил, что эта земля даёт ему силу... На открытии выставки Галина Церенова произнесла:
— Я рада, что выставка состоялась. Жители Хакасии и гости будут знать, что жил такой уникальный художник, есть такие работы.

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 16 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
74, за 0,272