Что важного можно почерпнуть из изучения старинных печатей

Что важного можно почерпнуть из изучения старинных печатей

Сфрагистика - наука о печатях. Начало ей, как считается, положил Мих. Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманн, давший ей греческое название "сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденбург и др. Лучшие сочинения по сфрагистике принадлежат Зейлеру, автору "Abriss der Sphragistik" (Вена, 1884) и "Geschichte der Siegel" (Лпц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в "Русской геральдике" А. Лакиера, имеются по С. лишь отрывочные и незначительные сведения. С. имеет непосредственную связь с геральдикой и нумизматикой. С первой она связана тем, что многие изображения, употреблявшиеся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского). С нумизматикой С. связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты.

Обычай употребления печатей — очень старинный. Восточные народы уже в древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями в форме цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки. Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл. XIV, ст. 12; книга Бытия, гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. XX, ст. 11 и 21). От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обыкновенно употребляли печати-перстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII столетия.

Печать долгое время заменяла собой подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли большею частью односторонние печати, но с Χ в. их стали вытеснять двойные, висячие на шнурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге.

Печати были свинцовые (печати-буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался шнурок и потом выбивалось изображение), золотые (в редких случаях), серебряные, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной С. название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на шнурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнейшие), овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др.

Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия. Патриарх Константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI и XVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом государстве были и имеются особые государственные печати, которые подразделяются большею частью на три вида: большие, средние и малые: первые — для более важных документов, преимущественно законодательных актов и международных трактатов, а вторые и третьи — для менее важных и даже для писем государей.

В некоторых государствах для личного употребления государей имеются особые частные печати (Англия, Нидерланды и др.). Большею частью хранителем государственной печати бывает министр или министерство юстиции, затем министерство иностранных дел (в Баварии, Нидерландах, Вюртемберге и Швеции) и государственное министерство (Пруссия). Папа Римский имеет печать, носящую его фамильный герб; она прилагается к папским грамотам и к трактатам. У статс-секретаря Папы — особая печать. В Швейцарии хранение государственной печати принадлежит канцелярии Союзного совета.

В России первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г. Владимир св., устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими купцами, даровал тем и другим особые печати в ознаменование княжеского позволения и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать принадлежало исключительно великому князю, но с раздроблением Руси на уделы оно распространилось и на удельных князей. С административным развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного рода; их имели также города и приказы. Княжеские печати были двоякого типа — частного, личного (печати-перстни) и официального, государственного.

По примеру первых рано стали заводить у себя печати и родовитые бояре. Печати были металлические — золотые, серебряные, серебряные вызолоченные и свинцовые; восковые (черные, желтые, темно-коричневые и красные); воскомастичные, заменившие восковые в силу своей большей прочности; печати на дегте или на смоле (очень редки) и сургучные, вошедшие в употребление с конца XVII в. Металлические печати все привешивались на шнурках различных цветов — шелковых, гарусных и пеньковых; остальные прикладывались и иногда для большей сохранности прикрывались бумажкою, отчего назывались печатями под кустодиею.

Самая древняя сохранившаяся до нас княжеская печать — серебряная, позолоченная, с изображением на одной стороне лика Иисуса Христа, а на другой — Архангела Михаила, поражающего змия; она привешена к жалованной грамоте князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (1125—1132 г.). В позднейших княжеских печатях, кроме упомянутых изображений, встречаются святые Александр, Николай, Иоанн Предтеча, Симеон и др., изображения князей, разнообразные эмблемы и надпись: печать такого-то князя. Между печатями XIV—XV вв. встречается немало античных, вывезенных, по всей вероятности, из Византии и изображающих, между прочим, мифологические сюжеты. Древнейшая из дошедших до нас городских печатей — новгородская, приложенная к договорной грамоте 1426 г. (Новгорода с вел. князем тверским Борисом Александровичем) и изображающая животное с лошадиною головою, задом и ногами львиными, бегущее с поднятым хвостом; между головою и шеей его видна веревка в виде узды; на обороте надпись — "печать новгородская".

Позднее на новгородских печатях изображались тигр или пантера, женская фигура, сидящая на стуле, двуглавый орел, вечевые ступени с посохом архиепископа, медведь и др. За новгородскими следуют псковские печати; древнейшая из них — 1510 г. (с изображением барса, бегущего с расправленными когтями, высунутым языком и поднятым хвостом, а вокруг надпись: "печать господарства псковского"). Города, построенные в XV и XVI ст., получали печати от правительства, которое нередко изменяло и дополняло их [до 1702 г. употреблялись разные печати, а после — обыкновенно с двуглавым орлом.]. Обычным изображением на печатях патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов была Богоматерь; на печатях служилых и частных людей, кроме надписей, встречаются эмблемы.

В течение всего московского периода государственная печать прилагалась ко всем актам вместо подписи царя. По действующим основным законам в России существуют три вида государственной печати: большая, средняя и малая; все они возобновляются при вступлении на престол нового государя. Каждая печать прикладывается к соответственным ее значению документам. На печатях изображен государственный герб. Кроме названных печатей, была еще печать воротная или орловская (с орлом на одной стороне и св. Георгием на другой), односторонняя, висевшая обыкновенно на вороту у печатника или хранителя государственных печатей. Подлинники ее хранятся в архиве министерства иностранных дел, равно как и печать кормленая или кормчая, на которой был изображен только герб московский. С XVIII в. существуют еще печати коронационные (серебряные). Из областных печатей наиболее любопытною является малороссийская. Она была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб, означающий на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог".

Печать эта оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с Московским государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766 г. Екатериною была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в государственном гербе гербы киевский (серебряный ангел на голубом поле), переяславский (серебряная башня в красном поле), стародубский (зеленый дуб в красном поле), северский (золотая стена в красном поле) и черниговский (единоглавый орел в голубом поле).

Литература. "Сборник снимков древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки древних русских печатей: государственных, царских, областных, присутственных мест и частных лиц" (М., 1882); Д. Прозоровский, "Собрание польских и других печатей, принадлежащих императорской академии художеств" (СПб., 1881); "Собрание государственных грамот и договоров" (М. и СПб., 1813—1841; собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Лакиер, "Русская геральдика" (СПб., 1855); Абрамов, "Сибирские печати" ("Тобольские губернские ведомости", 1858, № 47); А. Барсуков, "Правительственные печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II" ("Киевская старина", 1887, № 9); Родзевич, "О русской сфрагистике" ("Вестник археологии и истории", издав. археологическим институтом, вып. VI, СПб., 1886).

Что важного можно почерпнуть из изучения старинных печатей

Еще из этой рубрики:

Новости Абакана и Хакасии



Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 2 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
74, за 0,250