Трудности нам по плечу

«Вызываем огонь на себя» — так можно охарактеризовать работу антимонопольной службы Хакасии.

Многие резонансные дела рассматриваются именно в этой организации. Пассажироперевозчики, представители энергетических организаций, срывающих сроки технологического присоединения, рекламщики — частые «гости» этой службы. Здесь же разбирают многочисленные жалобы на нарушения процедуры государственных закупок.
И такая напряжённая работа уже четверть века — в октябре антимонопольной службе Хакасии исполняется 25 лет.

Доходило до абсурда

Первый руководитель антимонопольной службы в Хакасии Светлана Артёмовна Кривошеева (Цыпышева) создавала Хакасское территориальное управление Государственного комитета России по антимонопольной политике буквально на пустом месте. В здании правительства выделили пять пустых кабинетов. Обустроились быстро. Проблемой были кадры. Где взять квалифицированных и грамотных специалистов?
— Переманивала отовсюду, а потом учила всех сама, — признаётся Светлана Артемовна. — Спектр деятельности антимонопольных органов был тогда достаточно широким: антимонопольная политика, развитие малого бизнеса, защита прав потребителей, согласование приватизации предприятий.
Антимонопольная политика проводилась через ведение реестра предприятий-монополистов с ограничением уровня их рентабельности в размере 15 процентов. Но что такое монополист в мире и в России? Там — это новейшая техника и технология, а у нас — износ основных фондов на 60 — 80 процентов. С такой рентабельностью их не заменишь, а значит — никакого развития. При этом монополистами у нас были все — ведь специализация и концентрация производства признавались преимуществами социализма.
Сначала и в правительстве Хакасии, и в антимонопольных органах выполняли те указы президента «под козырёк», но потом поняли, что такая политика губительна для экономики. Как можно отдавать в частные руки Саяно-Шушенскую ГЭС — стратегический объект или приватизировать СаАЗ, который строила вся страна? Стало понятно, что основная цель приватизации — захват сырьевых отраслей. Стали собираться в правительстве, обсуждать, что хорошо, что плохо, искать пути «сопротивления» ельцинским указам.
Российское законодательство и сейчас далеко от совершенства, а тогда вообще доходило до абсурда. Предприятия-монополисты обязаны были декларировать повышение цен на свою продукцию в республиканском комитете по ценообразованию, а такое повышение происходило по нескольку раз в месяц — уровень инфляции доходил тогда до 280 процентов в год. Вдруг выходит постановление Госкомцен России: по отдельным видам продукции декларирование должно проводиться в Москве. А это — дополнительные затраты на командировки, которые ложились на потребителей.
Правительство Хакасии поручило выступить с этим вопросом на встрече антимонопольщиков с председателем правительства России Виктором Черномырдиным. Выступила. И постановление было отменено. Вот такой уровень был у антимонопольной службы.

Контроль был жёсткий

В августе 1994 года руководителем Хакасского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике стал Эдуард Гофман:
— Приватизация предприятий — вообще отдельная тема. Для развития конкуренции предполагалось создание нескольких предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию: когда есть выбор, то в борьбе за потребителя будет и качество выше, и цена ниже. Как это получилось на деле, можно судить сегодня.
В то время нашей службой был составлен реестр предприятий-монополистов. В него попали практически все предприятия Хакасии. Мы контролировали их деятельность. Продукция, которую они выпускали, подлежала ценовому регулированию, и мы делали анализ правомерности повышения стоимости и, бывало, не давали разрешения на рост цены. В то время контроль был жёсткий. К сожалению, сегодня цены отпущены на свободу. Спрос, а с ним и стоимость регулирует покупатель.
Именно в нашей службе был отдел по защите прав потребителя. Позже эту прерогативу передали Роспотребнадзору. А тогда за качеством следили наши сотрудники.
Ещё мы вели борьбу с финансовыми компаниями. Хорошо помню, как наши работники чуть ли не из очереди вытаскивали людей, уговаривая не доверять МММ. Чего только мы не наслушались в ответ, куда нас только не посылали! Буквально через неделю эти же люди прибежали к нам: «Помогите!» Судя по тому, что финансовые пирамиды регулярно появляются до сих пор и люди относят им свои деньги, чужой печальный опыт ничему не учит.

Кузница кадров Хакасии

Функции антимонопольной службы менялись. Сегодня сотрудники следят за соблюдением антимонопольного законодательства и рекламой, деятельностью товарных, финансовых рынков и естественных монополий, контролируют госзакупки.
Антимонопольную службу Хакасии возглавляет Ксения Лебедева, которая заступила на этот пост без малого пять лет назад. Она напомнила о делах, которые, без сомнения, коснулись многих:
— Сегодня жителям Абакана летом не надо ждать, когда из горячего крана побежит именно горячая вода. И все забыли, как несколько лет назад надо было спускать не один десяток литров жидкости, чтобы из крана пошла хотя бы тёплая вода. Так было до тех пор, пока не вмешалось Хакасское УФАС России.
Специалисты посчитали, что муниципальное предприятие «Абаканские тепловые сети» (МП «АТС») допустило снижение температуры поставляемой горячей воды на границе раздела с абонентами до 40°С и ниже.
На заседании комиссии представители МП «АТС» ссылались на отсутствие программы, которая предусматривает мероприятия, обеспечивающие соблюдение параметров температуры горячей воды. Другой выдвинутый ими аргумент: такие мероприятия никогда не разрабатывались!
Однако специалисты антимонопольной службы обязали Абаканские тепловые сети разработать мероприятия по соблюдению параметров температуры горячей воды на границе раздела в летнее время не менее 60°С. И обеспечить её поставку.
Не согласившись с этим решением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Хакасии с требованием признать предписание антимонопольного органа недействительным, однако суд встал на нашу сторону, и Абаканские тепловые сети вынуждены были провести модернизацию.
Можно сказать, что каждое направление в нашей работе — своеобразная «горячая точка». Возьмём техприсоединение. Чаще всего жалобы поступают на то, что срываются сроки, но, бывает, и завышают стоимость работ. Если есть нарушения, принимаем меры. Каждую неделю проводим мониторинг нефтепродуктов, который сдерживает необоснованный рост на цены горюче-смазочных материалов.
А сговор на торгах? Это один из самых злостных видов нарушений. Несмотря на то, что доказать сговор достаточно сложно, мы его выявляем и нарушителей сурово наказываем.
Следим за розничными и оптовыми ценами — здесь хочу подчеркнуть: на социально значимые продукты так называемой продуктовой корзины.
Кроме того, с нынешнего года сотрудники нашей службы контролируют тарифное регулирование.
Получается, что без нашего внимания не обходится ни одна сфера. Но трудности нам по плечу — коллектив у нас сплочённый и грамотный. Не зря у нас, что называется, переманивают специалистов. Так что антимонопольная служба, можно сказать, кузница кадров для всей республики.

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 4 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
74, за 0,263