Взгляд из Москвы: «Остров Севастополь» — Может, стоит уже поговорить о придании Севастополю особого статуса?

Взгляд из Москвы: «Остров Севастополь» - Может, стоит уже поговорить о придании Севастополю особого статуса?

Севастополь вернулся в родную гавань в 2014-м. Больше двух лет прошло с того радостного дня. Времени для того, чтобы осмыслить, осознать произошедшее, предостаточно. Осенью 2016-го процесс будет завершен политически. В Государственной Думе появятся депутаты от Севастополя.

Чужой среди своих

С первых дней возвращения в родную гавань Севастополь неприятно отметился на политическом поле России конфликтом между ветвями власти. Скандалы, откровенная публичная вражда между уже экс-спикером Заксобрания Алексеем Чалым и по-прежнему губернатором Сергеем Меняйло смутили, застали врасплох континентальную Россию.

Накал страстей несколько снизился с уходом Чалого в отставку, но самой проблемы это не решило.

В России так не принято. Не принято потому, что в российской политической системе действуют разного рода институты согласования. Именно потому Госдума принимает большую часть из внесенных правительством законопроектов, а Совет Федерации утверждает 99,9% из принятого Госдумой, что ранее предложения были обсуждены в комиссиях, в которые входят и сенаторы, и депутаты, и представители министерств и ведомств. Именно потому региональные законы без скандалов принимаются региональными парламентами, что прежде депутаты согласовывают их со своими региональными правительствами и губернаторами. Политика вершится в тиши кабинетов, не превращаясь в драку за микрофон и не выплескиваясь в итоге на площади. По российским меркам, это норма и практика повседневной жизни парламентариев:жесткие дискуссии в период выборов и рутинная законодательная работа в остальной период.

В Севастополе не так. Некоторые столичные эксперты при этом грешат на украинское прошлое Севастополя, на бациллу анархии и вседозволенности, которую якобы подцепили севастопольцы за годы пребывания города в составе Украины. Но, позвольте, почему в Крыму все происходит по-другому? Почему эффективно взаимодействуют Госсовет Республики Крым под руководством Владимира Константинова и глава Крыма Сергей Аксенов?

Крым за украинское время, по-моему, даже больше украинизировался. Ведь он не имел тех тесных связей с Россией, которые сохранял Севастополь как база Черноморского флота РФ. Россияне приезжали в Крым только на отдых, как богатые иностранные туристы, а не как друзья и земляки. Крымчанам не строили на московские деньги университетов, не доплачивали к пенсии ветеранам, их не посещал по каждому поводу тогда московский мэр Юрий Лужков. Но Крым избрал дееспособный Госсовет, который работает рука об руку с главой республики, а Севастополь не смог.

Почему?

Не кажется ли вам, что просто не по Сеньке шапка? Севастополь – не регион, Севастополь – муниципалитет. Другой масштаб, другой уровень задач и у исполнительной власти, и у депутатского корпуса, другая налогооблагаемая база наконец. Ведь самостоятельность, независимость суждений должна быть подкреплена материально. Да, в России есть субъекты Федерации и с меньшим по численности населением. Например, в Ненецком автономном округе проживает чуть более 40 тысяч человек, на Чукотке – 50 тысяч. Но надо ли объяснять, какая бюджетная обеспеченность у этих регионов, насколько они по причине наличия залежей полезных ископаемых самодостаточны в экономическом плане? Севастополь, конечно, далеко не в этом ряду.

Президент Владимир Путин пошел на встречу на тот момент «народному мэру» Алексею Чалому и согласился на создание из города отдельного субъекта Федерации. Понятно, что президент рассчитывал на взаимность – конструктивное сотрудничество. Но сначала Чалый отказался нести личную ответственность за вновь созданный регион. А затем и вовсе отплатил президенту сторицей, устроив бесконечную войну с губернатором, которого, как опять же говорит молва, сам и предложил президенту. О причинах такого поведения, которые, на мой взгляд, очевидны, не буду сейчас распространяться, я просто констатирую факты.

А теперь к желаниям севастопольцев. Ведь всё это делалось для них. Отдельный субъект РФ создавался для них, для их комфортной жизни. Но был ли нужен севастопольцам отдельный субъект? Нужен ли им глава города с громким названием «губернатор», горсовет с звонким именем «Законодательное Собрание», пара сенаторов и один-два депутата, представляющих город в Госдуме? Этого они хотят или чего-то другого ждут, чем-то другим недовольны? Как по мне, так севастопольцы недовольны коммунальными проблемами, плохими дорогами, ценами в магазинах. Обычные муниципальные заботы. Как во многих других городах.

А еще, и это уже севастопольская особенность, недовольны горожане засильем приезжих – как во власти, так и просто на улицах города. Транспондер «свой-чужой» включен постоянно. Не как в курортных городах, где местные готовы раствориться в госте, чтобы его обаять. Да, это обычное южное лукавство, преследующее корыстную цель - переместить денежки из кошелька приезжего в свой. Но присутствует в любой курортной зоне хоть мира, хоть России. Это есть и в российском Крыму. Этого нет в Севастополе.

В Севастополе тоже рады гостям, но по-другому. Знаете, как в Питере. Будучи петербуржцем, рискну это признать. Петербуржец любит, чтобы ему отдавали дань уважения за то, что он петербуржец. Севастополец тоже приватизирует, примеряет на себя часть севастопольской славы. И это, конечно, не по-крымски. Жителя какого-нибудь приморского городка на ЮБК интересуют только деньги гостя, а не комплименты в свой адрес.

Особая каста горожан сложилась в Севастополе по ряду причин. Но, в первую очередь, потому что это база Черноморского флота России, город русских моряков и их семей, а уж потом всех остальных, которые каким-то образом присоседились, пристроились к андреевскому флагу. И именно восстановления такого трепетно-уважительного отношения к себе, помимо прочего, жаждали севастопольцы, когда принимали решение о воссоединении с Россией. Еще летом 2014 года, в первые месяцы присутствия в российском правовом поле, группа депутатов Законодательного собрания города выходила с инициативой о придании Севастополю статуса закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Тогда идея не нашла поддержки. Но не этого ли продолжают ждать севастопольцы? Авторы того старого законопроекта депутаты Иван Ермаков и Василий Пархоменко обосновывали необходимость введения особого режима нестабильной международной обстановкой, войной на Украине и… предстоящим открытием игорных зон в Крыму. Видимо, стремились уберечь горожан от порока азарта.


За 2 года, прошедшие с того времени, по-моему, добавились дополнительные аргументы. И главный из них – экономический.Местным властям так и не удалось сформировать достойную налогооблагаемую базу, которая бы позволила городу иметь бездефицитный бюджет. Может, по причине невозможности этого в принципе? Похоже, город обречен быть городом-рецепиентом. Думаю, это нормально только в том случае, если на него возлагается какая-то особая миссия. Именно о ней твердят севастопольцы. Руководитель местного отделения Союза журналистов Сергей Горбачев в конце прошлого года на большой пресс-конференции президента рискнул об этом напомнить даже Путину.

Тогда, может, не о выборах губернатора надо устраивать дискуссии, а о придании городу особого статуса?

Я заметил, как севастопольцы обращают внимание приезжих на то, что Севастополь – город федерального значения, воспринимая это как его особый статус. Но это ведь не так. Никакой это не особый статус. Это всего лишь означает, что Севастополь – субъект Федерации в виде города. Равный среди равных. Точно такой же субъект Федерации, как и остальные республики, края, области, автономные округа и автономная область. Отличается от других он только особой формой организации местного самоуправления – наличием внутригородских муниципальных образований (ВМО). Прав у ВМО чуть меньше, чем у обычных муниципалитетов, по причине наличия общегородской инфраструктуры. Всё! Больше ничего. В один ряд с Москвой и Санкт-Петербургом, двумя другими городами федерального значения, это Севастополь ставит только условно.

И если Москва по причине исполнения ею функции столицы Российской Федерации получает на эти цели дополнительные средства из федерального бюджета, Севастополь такой преференции не имеет.

А вот ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) получают дополнительные средства, потому что в каждом из них расположены особо важные для страны объекты. Кстати, Североморск, Александровск, Вилючинск, Заозерск, Островной, Фокино и Видяево – военно-морские базы Северного и Тихоокеанского флотов России – именно ЗАТО. Вообще в России более 40 ЗАТО. Это уже не те не «почтовые ящики», закрытые города в советском понимании. Но тем не менее в них действует особый режим пребывания приезжих, тщательнее контролируется использование земли и прочих объектов недвижимости, наконец, они целевым образом получают дополнительные средства из федерального бюджета и бюджета регионов, в которых находятся.

В частности, согласно ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» «проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки. Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости».

Не этого ли ждут севастопольцы?

Республика Крым, ЗАТО Городской округ Севастополь.

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 18 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
85, за 0,305