Полёты наяву: российские журналисты вслед за космонавтами побывали в невесомости

Полёты наяву: российские журналисты вслед за космонавтами побывали в невесомости

Что ощущает человек, когда пропадает земная гравитация? Какими качествами и состоянием здоровья он должен обладать, чтобы в условиях продолжительной невесомости выполнять задачи на борту космического аппарата? И что такое синдром космической адаптации?

Лаборатория невесомости на колесах, вернее, на крыльях – самолет Ил-76 МДК. У лайнера – космонавты Гагаринского центра подготовки разминаются перед полетом. По команде все поднимаются на борт, надевают парашюты. Перед взлётом – обязательный инструктаж.

Пока самолет выруливает на взлетку, Андрей Федяев — космонавт, попавший в отряд в 2012 году, объясняет, зачем такие полеты входят в обязательную подготовку: "Будущему космонавту необходимо понимать, как это происходит, что такое невесомость, как себя вести, какие движения телом выполнять, чтобы управлять своим полетом в невесомости".

Космонавты выглядят расслабленными: кто-то отдыхает у борта, кто-то играет в набивной мяч. Первый режим невесомости наступает неожиданно.

Во время резкого набора высоты перегрузка достигает двух единиц, то есть, масса тела становится в два раза тяжелее. Ощущение неприятное, давит, тяжело поднять руки, тяжело говорить. После этого наступает режим невесомости – он длится примерно 15-20 секунд. Ощущения просто фантастические. Конечно, человеку с плохим вестибулярным аппаратом делать здесь нечего, но космонавты именно так готовятся к своим будущим полетам.

Времени на адаптацию никто не теряет. Сперва легкая разминка, затем в остальных режимах невесомости – всего их десять – отработка поставленных задач. Космонавты надевают скафандры, перемещаются по салону, отталкиваясь от бортов, от пола и потолка. Хотя в таком состоянии и не разберешь, где низ, а где верх.

Весь полет длится полтора часа. Вот физика процесса: самолет, заняв на эшелон, начинает описывать так называемые параболы Кеплера; обязательное условие — скорость 620 километров в час, определенный угол набора высоты и небольшая перегрузка. Ближе к вершине графика гравитация в салоне исчезает.

"На участке, когда достигается угол кабрирования 45-50 градусов и до угла пикирования 45-50 градусов, возникает состояние невесомости, когда ускорение собственного падения равно ускорению Земли", — объясняет Виктор Рень, заместитель начальника управления экстремальный видов подготовки космонавтов ФГБУ "НИИ ЦПК имени Гагарина", Герой России.

Тренировка проходит под контролем инструкторов-испытателей Центра подготовки космонавтов. Кроме обязательной программы может быть и произвольная. Вот они запускают учеников, как супергероев или проводят опыты с обычной водой. Конечно, на орбите космонавты питаются из тюбиков, но и такое исполнение — когда жидкость парит в невесомости — тоже не исключено.

Всего у Центра подготовки космонавтов три самолета, в которых можно тренироваться в условиях невесомости. Аналогов таких лайнеров в мире нет.

"Самое максимальное время, которое мы достигали на этом самолете при испытаниях еще в 80-х годах прошлого столетия, — 35 секунд, — рассказывает Виктор Рень. — Здесь доработаны силовые элементы конструкции самолета. Дополнительно установлены топливные и масляные аккумуляторы. То есть, самолет приспособлен, для того чтобы многократно выполнять режимы перегрузок и режимы невесомости".

Тренировочный полет прошел успешно, космонавты отправились на полдник, а вот съемочной группе потребовалось около двух часов, чтобы обрести равновесие.

Еще из этой рубрики:

Новости Абакана и Хакасии



Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 4 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
78, за 0,369