Издержки муниципальной демократии

В своё время с лёгкой руки Владимира Маяковского фразу «Каждая кухарка должна научиться управлять государством» приписали товарищу Ленину, тогда как прозорливый Ильич такого буквально не говорил.

Он лишь размышлял на тему эффективности госуправления различными социальными классами.

Строго говоря, вождь мирового пролетариата имел в виду, что необходимо разрушить бытовавший стереотип, что управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.
«Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту», — писал в своё время Ильич.
Неожиданным образом заветы вождя мирового пролетариата стали реализовываться на практике в наше время во время муниципальных выборов. Всё более распространённой в Хакасии становится ситуация, когда на муниципальные представительные и исполнительные должности избираются вчерашние кухарки, безработные, лица без высшего образования и тому подобные персонажи, коих, на мой скромный взгляд, от дел муниципального управления держать нужно подальше, ибо печальный опыт такого управления в республике уже накоплен в достаточном количестве. Но глас народа, как известно, глас божий. А потому после выборов этот самый народ, проголосовав за сомнительных персонажей в местной власти, плачет, но поделать с ними уже ничего не может. Сами же выбирали в конце концов.
Бывают проблемы от таких личностей и у республиканской исполнительной власти. И чтобы таковых было меньше, четыре года назад в республике ввели практику проведения форумов глав муниципальных образований. Это когда главы поселений, городов и районов Хакасии собираются в одно время в одном месте, чтобы сверить, так сказать, стрелки часов. Полезно это не только вновь избранным управленцам, но и умудрённым опытом муниципальным служащим. А всё потому, что законы, имеющие отношение к муниципальному уровню власти, меняются в стране с завидной регулярностью. Иногда настолько часто, что следить за переменами не успевают те, кто потом должен их выполнять.

И вот уже четвёртый год кряду правительство Хакасии учит муниципальное начальство трактовать законы единообразно, дабы слёз от неэффективного муниципального управления было меньше у всех заинтересованных сторон.
Плачет, впрочем, и муниципальное начальство. Причины, правда, иные. Сильные эмоции связаны с отсутствием средств в местных бюджетах. И это при том, что собственные доходы муниципалитетов растут. Например, по словам главы Таштыпского района Василия Шулбаева, за последние годы размер собственных доходов в местной казне вырос в 4,8 раза.
«Чего же грустить? Радоваться надо!» — воскликнет внимательный читатель.
А не получается. Новые полномочия, не обеспеченные финансово, сыплются на муниципалитеты как из рога изобилия. Это признают даже депутаты Государственной думы, которые посетили важное для Хакасии мероприятие. По словам федеральных народных избранников, ситуация требует тщательного анализа, поскольку на муниципалитеты во всё большем объёме вешают полномочия совместного ведения. Это когда за реализацию той или иной госфункции отвечает то ли региональная власть, то ли муниципальная. С финансовым обеспечением таких функций разобраться особенно тяжело.

Впрочем, не всё тут однозначно. Ситуация такова, что одной рукой федеральный центр передаёт муниципалитетам дополнительные полномочия, а другой даёт новые возможности для пополнения местной казны.
— С 1 января 2016 года с 40 до 55 процентов увеличиваются нормативы отчислений за негативное воздействие на окружающую среду, которые остаются в местных бюджетах. При этом плата за экологический ущерб полностью идёт в местный бюджет. Это также источник роста доходной базы ваших бюджетов, — подчеркнул заместитель председателя Верховного Совета Хакасии Сергей Комаров, выступавший на форуме.
Проблема в том, что эти потенциальные деньги ещё надо собрать. То есть проинформировать органы, отвечающие за экологическую безопасность, о количестве и видах предприятий и организаций, негативно влияющих на окружающую среду в том или ином городе, районе. Сейчас же такой учёт поставлен крайне слабо. Отсюда и невеликий размер платежей, взимаемых за негативное воздействие на окружающую среду.
Схожая история с налоговыми платежами на землю. По данным на июль этого года, лишь около 60 процентов всех земельных участков, стоящих на учёте в Росреестре, являются объектами налогообложения. Причины разные. Но поле для работы муниципального начальства по сбору средств в местные бюджеты хоть и пахано, но весьма посредственно. А это, между прочим, миллиард-другой рублей в масштабах республики. Мало того, многие земельные участки де-факто уже давно в обороте под различные цели, а де-юре их вообще не существует. Даже на учёте в Россреестре не значатся. Тоже ресурс для пополнения местных бюджетов деньгами, хотя заработает он, конечно, лишь после приложения определённых муниципальных усилий.
В общем, плакать по поводу отсутствия средств в муниципальной казне, конечно, можно. Только слёзы, на мой взгляд, у местного начальства должны литься и от усилий, которое оно прикладывает к тому, чтобы эти бюджеты самостоятельно наполнить. Пока же в ряде случаев в пополнении местной казны муниципалитеты уповают лишь на республиканскую власть. За что их не раз уже подвергал жёсткой критике глава Хакасии Виктор Зимин.

В связи с этим форум глав муниципальных образований следует рассматривать как прекрасную возможность услышать и понять друг друга различным уровням власти. Найти новые точки роста для местной экономики. Потому как делить власть по этажам на уровне чиновничьего сознания, конечно, можно и должно, вот только в головах рядовых обывателей такого деления зачастую не происходит. И если избиратели начинают наблюдать неэффективность госуправления в отдельно взятом кабинете, то быстро распространяют свою обобщённую нелицеприятную оценку работы хозяина кабинета на весь властный этаж в целом, если не на несколько этажей скопом.
Когда такое происходит, то в дело вступает неверно понимаемый ленинский тезис о кухарках, которые могут управлять государством. О том, что для достижения вменяемых результатов этих «кухарок» нужно год-другой усиленно обучать, граждане иногда и вовсе не вспоминают. Плачут потом, конечно. Но что же поделать? Таковы издержки муниципальной демократии.

 

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 7 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
75, за 0,247