Кнут и пряник капремонта

Количество домов, отремонтированных в Хакасии по региональной программе капитального ремонта, перевалило за три сотни. Ещё 250 приплюсуют к ним по окончании этого года. Цифры знаковые. Они говорят о том, что система капитального ремонта в республике состоялась.

Но проблем, конечно, хватает. В их числе, например, всё ещё сохраняющиеся неплатежи в фонд капремонта, нерадивость отдельных подрядчиков, ремонтирующих дома, и недостаточный уровень понимания граждан, что им должны представить за ежемесячные взносы. Впрочем, масштаб проблем уже меньше, нежели год назад. 
В этом убеждён директор республиканского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Антон ИВАНОВ.

— Антон Александрович, в этом месяце граждане, которые не платят за капремонт либо задерживают платежи, впервые увидят в расчётках строку «пеня». Дома в Хакасии капиталятся второй год, почему же только сейчас вы решили применить такие кардинальные меры в отношении неплательщиков?
— Начисление пеней за неуплату взносов спустя такое продолжительное время — принципиальная позиция республиканского правительства, которое является учредителем фонда капремонта. Год назад система капремонта в республике ещё только-только была сформирована. Было очень много вопросов, имели место и технические сбои, сведения не о всех собственниках мы знали. Сама система сбора средств была новой, да и граждане зачастую поначалу не понимали, за что они должны платить. Решались основные системные проблемы, и лишь с сентября этого года мы пошли на введение пени в отношении неплательщиков.

— Сколько должен не платить человек, чтобы ему была начислена пеня?
— Верховным Советом Республики Хакасия внесены изменения в закон о капремонте и определены сроки оплаты взносов: в случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до последнего числа месяца, следующего за месяцем, за который выставлена платёжка. Неплатежи обойдутся гражданину в 8,92 процента годовых. Если действий по погашению долга мы не видим, то следующим шагом будет обращение в суд. На сегодняшний день вынесено более 80 судебных решений в пользу фонда капремонта. Неплательщику, помимо погашения суммы долга и начисленной пени, предстоит оплатить и судебную пошлину в размере от 200 до 400 рублей.

— А каков масштаб проблемы с неплатежами?
— Число неплательщиков существенно меньше, чем в прошлом году. Менее 20 процентов собственников имеют задолженность. Есть, конечно, территории лидеры и аутсайдеры. В Аскизском районе собираемость взносов на капремонт сегодня на уровне 50 процентов. В посёлке Вершина Тёи и того меньше — 34. Причём основной должник — муниципалитет, у которого на балансе много муниципальных квартир. В лидерах по собираемости бессменно Саяногорск, где за капремонт платят свыше 90 процентов собственников. На начало сентября собираемость по Хакасии превысила 80 процентов. Хочу особо отметить, что граждане, имеющие задолженности по оплате взносов, лишаются права на льготы и субсидии, предусмотренные законодательством.

— Какой объём работы запланировано выполнить на собранные в этом году средства?
— В текущем году через программу капремонта должны пройти 255 домов. На 110 домах мы заменим инженерные коммуникации, на 54-х отремонтируем и утеплим фасады, на 96 домах произведём утепление и ремонт крыш. А в одном доме в Абакане заменим лифты. Общая площадь отремонтированных домов составит более 343 тысяч квадратных метров. Результаты работы оценят более 18 тысяч человек. В этом году уже завершён ремонт 115 домов, в 124-х он ещё идёт. Из графика мы не выбиваемся, поэтому рассчитываем, что к концу года реализуем все намеченные планы.

— Такой объём работ нереально выполнить без нареканий со стороны жильцов. На что они жалуются?
— У каждого дома своя история и свой клубок проблем. Поэтому и о каждой жалобе нужно говорить отдельно. Но есть общая тенденция. Количество жалоб и нареканий к подрядчикам существенно снизилось по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что с жителями республики и подрядчиками проведена большая разъяснительная работа. Теперь в большинстве своём собственники уже понимают, за что они платят. Отмечу, что гораздо меньше стало недопусков в квартиры. В прошлом году люди ещё не знали, что такое капремонт. Из-за отказа открывать двери и впускать специалистов для ведения работ приходилось менять рабочие графики, продлевать сроки сдачи объектов.

— А что делает фонд капремонта, чтобы минимизировать такие случаи? 
— Сейчас перед началом любых работ на доме мы в обязательном порядке проводим собрания собственников, куда приглашаем и подрядчиков. Так стало гораздо проще работать. На собрании снимается множество вопросов. Кроме того, мы подключили к процессу управляющие компании. У них есть понимание, что лучше серьёзно отнестись к проведению работ на начальном этапе, поддержать, помочь, посоветовать и проконтролировать, чем потом решать проблемы с оборудованием, которое им же предстоит эксплуатировать.
На что до капремонтов жаловались люди? На завышенные тарифы за жилищные услуги. А управляющие компании — на то, что тариф высокий из-за изношенного оборудования, и все средства граждан уходят на его постоянный аварийный ремонт. Капитальный ремонт даёт возможность минимизировать коммунальные потери. Оборудование ведь полностью новое ставим, а это позволяет экономить деньги и пускать их на те виды работ, которые собственники просили сделать раньше, но денег у управляющих компаний на это не было. Теперь вместе с представителями управляющих компаний мы ищем собственников закрытых квартир, если люди, например, за границу уехали или сдали жильё в аренду... Для того, чтобы провести качественную работу в полном объёме, попасть нам нужно в каждую квартиру.

— Ну а что в плане контроля за качеством работ? В прошлом году в нашу редакцию было несколько обращений от недовольных граждан.
— Контроль мы осуществляем постоянно. Над этим работают специалисты инженерно-технического отдела. При заходе строителей на объект для контроля на всех этапах капремонта назначается куратор от фонда капремонта. Опыт показал, что во многих переговорных процессах с собственниками подрядчик самостоятельно не справляется. Урегулирование споров мы в основном берём на себя. Открыта и действует «горячая линия» по приёму жалоб и вопросов, а также есть возможность писать обращения по качеству работ на сайт. Телефон «горячей линии», кстати, звонит почти всё время. За время проведения капремонта мы проводим 10 — 15(!) выездных мероприятий на одном объекте. На конечном этапе работает приёмная комиссия, куда входят представители администрации муниципалитета, собственников и госжилинспекции. При приёмке дома мы также проверяем акты и выполнение выписанных нами предписаний по устранению замечаний, которые были вынесены подрядчику в ходе работ. Это недочёты, которые выявляют жильцы. Подчеркну, что мы не принимаем и не оплачиваем работы до тех пор, пока собственники не подпишут итоговый акт и не согласятся, что обоснованных претензий к качеству не имеют.

— Но как же вы мотивируете подрядчиков это самое качество выдерживать?
— Сейчас на рынке капремонта в Хакасии работает 20 подрядных организаций. Все они местные. С ними проще находить контакт. У нас не предусмотрено авансирование. Подрядчик, заключая договор, перечисляет в фонд капремонта как заказчику десять процентов от стоимости работ в обеспечение добросовестного исполнения договора и лишь потом приступает к работам. А окончательный расчёт с ним происходит после сдачи дома, когда акт подпишут и представители собственников жилых помещений. То есть нет качественной работы — нет оплаты.

— Тем не менее нерадивые исполнители встречаются.
— Есть. Договоров заключается очень много — больше 250-ти только по этому году. И в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Только по штрафам с нерадивых подрядчиков было взыскано почти два миллиона рублей. На 1 миллион 460 тысяч рублей мы расторгли договоры и обеспечительный взнос остался на нашем счёте, ещё 500 тысяч заплатили те подрядчики, которые допустили срыв сроков ремонта. Есть факты выявления работ, которые должны быть выполнены, но не сделаны. Но в целом, подчеркну, наши подрядчики работают неплохо. Выстроенная система расчётов их здорово дисциплинирует.
В заключение нашей беседы хочу сообщить телефон нашей горячей линии в Абакане: 24-32-50. По нему специалисты фонда капремонта готовы ответить на любые вопросы. Уверен: чем больше мы делаем, тем больше жителей Хакасии начинает понимать, что выстроенная система капитального ремонта — наиболее эффективный способ продлить жизнь жилому фонду Хакасии на десятилетия вперёд.

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 15 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
75, за 0,255