Благословение отца Иоанна

В нынешнем году исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Матвеевича Штыгашева — известного просветителя, публициста, лингвиста, миссионера Русской православной церкви, сыгравшего важную роль в формировании национального самосознания и культуры народов Саяно-Алтая.

Родился Иван Штыгашев в 1861 году в Матуре, входившем тогда в Кондомо-Карачерскую волость Кузнецкого округа Томской губернии. (Сейчас Таштыпский район Хакасии). Его отец Ананий Штыгашев, после крещения наречённый Матвеем, происходил из рода Карашор племени шорцев, мать Евдокия — сагайка. В семье Штыгашевых было девять детей: Дмитрий, Иосиф, Сампсон, Семён, Иван, Тарасий, Мария, Ирина, Агрипина... Эпидемия холеры унесла пять человек из многочисленной семьи Штыгашевых, в том числе и отца. Наступили тяжёлые времена. Родственники оказывали помощь друг другу как могли. По примеру старших братьев Иосифа и Сампсона, окончивших школу, Иван начал изучать азбуку. У любознательного мальчика появилось огромное желание продолжить образование. В 1877 году, после долгих уговоров, мать отпускает его на учёбу в село Кузедеево Кузнецкого округа, что за триста вёрст от Матура. Позднее в своих художественных воспоминаниях он расскажет об этой тяжёлой дороге в школу.
Миссионерское училище в Кузедеево основал протоиерей Василий Иванович Вербицкий — выпускник Нижегородской духовной семинарии. Он был одним из первых русских тюркологов, автор большого количества работ по истории, этнографии и лингвистике алтайцев. Иван проявил себя в училище старательным учеником. В 1879 году он как переводчик сопровождал начальника Алтайской духовной миссии архимандрита Владимира в его поездке по Шории и в Аскизскую степную думу к сагайцам. В Аскизе письмоводитель думы Ефим Катанов предложил Ивану поработать писарем, дважды с почтой он выезжал в Минусинск. Штыгашев писал: «Время уходило на бесполезную переписку бумаг, я ничего ещё не сделал для себя лично». Через месяц он покинул Аскиз, направляясь в Матур, но остановился на ночлег в станице Таштып, где казаки предложили ему остаться здесь учителем. Он согласился, думая пополнить собственные знания, а преподавание будет способствовать совершенствованию его русского языка. В школе учились девять мальчиков и одна девочка, вскоре за счёт учеников из ближайших аалов число их возросло до 19.
По окончании учебного года Иван приехал в Матур и организовал строительство небольшой часовни. Летом 1880 года сюда прибыл отец Василий Вербицкий, он освятил часовню и предложил Ивану вместе отправиться в Улалу (ныне Горно-Алтайск) для продолжения учёбы в центральном миссионерском училище. Начальник училища архимандрит Макарий приветливо встретил и благословил юношу. Здесь Иван успешно овладел богословскими знаниями и русским языком. По окончании отец Макарий доверил ему преподавание азбуки ученикам первого отделения училища. Иван научился петь молитвы, играть на музыкальных инструментах по нотам. В 1882 году Штыгашев вновь сопровождал архимандрита Владимира и отца Макария в их инспекционной поездке по Алтаю и Шории. Вскоре Иван был направлен в Казанскую учительскую семинарию: её директор Николай Иванович Ильминский (востоковед, педагог-миссионер) из переписки с архимандритом Макарием знал об одарённом юноше и послал приглашение. Три с половиной года (с 1882 по 1885-й) Штыгашев упорно и настойчиво овладевал знаниями.
Уже в первый год обучения Ильминский поручил ему начать перевод Ветхого Завета с алтайского на хакасский язык, в следующем году — с алтайского на шорский. Эти труды, как и переведённый им на шорский язык текст «Указания пути в Царство небесное», были опубликованы в Казани. Штыгашев помогал Ильминскому в подготовке второго, третьего и четвёртого выпусков «Жития святых» на алтайском языке. В это же время Иван завершает работу над созданием шорского букваря, к написанию которого приступил ещё до поступления в семинарию. Глава Алтайской духовной миссии епископ Макарий создал первый алтайский букварь, Иван Штыгашев, будучи уже священником Матурского прихода, перевёл его на шорский диалект, и книга увидела свет в 1885 году. Отец Николай (старший брат знаменитого учёного Николая Фёдоровича Катанова), получив букварь от Штыгашева, перевёл его на сагайский диалект, то есть на хакасский язык. Но типографским способом букварь не издавался, потому и не получил широкого распространения в хакасских школах.

Велика роль Ивана Матвеевича Штыгашева в собирании и составлении «Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (под руководством В.И. Вербицкого), вошедшего в золотой фонд тюркологии. В 1868 году в Санкт-Петербурге вышел второй том (первый — в 1866-м) «Образцов народной литературы тюркских племён, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи», на хакасском и немецком языках. Впервые проблему переосмысления хронологических параметров возникновения письменной литературы Хакасии поднял алтайский писатель Б.Я. Бедюров, увидев в деятельности и литературном творчестве Ивана Штыгашева связующую роль этнически близких народов Хакасии и Алтая.
В 1884 году Николай Ильминский поощрил Ивана как лучшего семинариста поездкой по святым местам России. О посещении Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни, храмов Москвы, Троице-Сергиевой лавры, монастырей и скитов Иван Штыгашев повествует в автобиографическом очерке «Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и её окрестности (1884)». В «Записках» в форме дневника он сумел передать свои трепетные чувства благолепия, испытанные при посещении христианских святынь. Этот художественный труд юноши можно назвать ещё и подробным путеводителем с краткими историческими экскурсами по особо почитаемым местам Русской православной церкви. Его повсюду сопровождал иеромонах Иолий, которому Иван Матвеевич очень был благодарен за помощь. Иолий же из рассказов Штыгашева многое узнал о Шории, Алтае, Хакасии, родных и близких своего спутника. Он так заинтересовался услышанным, что посоветовал Ивану написать повесть. И вскоре она в жанре путевого очерка была опубликована в Казани под названием «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева» (1885).

Личная жизнь самого писателя в период учёбы в семинарии была нелёгкой, полной горечи. Он тяжело переживает потерю своего близкого друга с Алтая — Моисея Орочинова, собственноручно изваяв на могильной плите поминальные поэтические строки, впервые возникшие в его душе. В 1881 году умирает матушка, которую Иван безмерно почитал и любил. Вскоре уходит из жизни жена брата Иосифа. В связи с учёбой в дальних местах он не смог быть на похоронах близких людей, что очень его печалит. А на последнем году учения приходит весть о смерти брата Иосифа. В горестном отчаянии Иван Штыгашев создаёт стихотворение-плач на шорском диалекте. (В 2008 году перевод этого уникального образца поэтического творчества на русский язык впервые осуществила хакасская поэтесса Наталья Ахпашева.) Находясь в Казани, вдали от родных, Иван чувствует всю тяжесть утраты близких и в то же время по-новому оценивает значение родины: «Нет дороже родной земли, нет ближе родных мне людей».
В апреле 1885 года Штыгашев успешно окончил семинарию, получил свидетельство «Удостоен звания учителя начальной школы». Он едет учителем в родной Матур, где его усилиями летом 1885 года открывается новая школа. Иван Матвеевич активно продолжает заниматься и миссионерской деятельностью. В 1888-м на средства купца Иванова в Матуре была построена небольшая церковь. Через Матурский приход осуществлялась оживлённая связь Алтайской духовной миссии с миссионерами церквей Хакасии.
Не менее яркие творческие дарования Штыгашева — и в его ежегодных письменных отчётах миссии, отдельных публикациях в форме «Записок». Кроме того, известно, что Иван Матвеевич собирал фольклорные материалы. Свидетельство тому — «Предание инородцев Кузнецкого округа о сотворении мира и первого человека» и другие, обнаруженные хакасским этнографом Алексеем Гладышевским в каталоге библиотеки Минусинского музея.
Последний значительный труд Ивана Штыгашева — «Поездка матурского священника в Урянхайский край в 1913 году» — вышел после его путешествия в Урянхай (ныне Республика Тыва), куда он отправился с миссионерской целью. Путешествие описано с присущей автору правдивостью, наблюдательностью, живыми картинами увиденного, авторскими выводами и умозаключениями.
13 ноября 1915 года матурский миссионер отец Иоанн скончался. Похоронен патриот великой России у церкви, построенной по его инициативе в Матуре.

 

Еще из этой рубрики:

Загрузка...
Новости Абакана и Хакасии



 
Статья прочитана 25 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
События Хакасии
На нашем сайте можно узнать последния новости в Хакасии и Абакане сегодня: криминал, происшествия, видео новости 2015. Все новости республики Хакасия. онлайн у нас на сайте 19 инфо
Архивы
Наша статистика
Яндекс.Метрика
Читать нас
Связаться с нами
75, за 0,252