Россияне любят делать спонтанные покупки

Различные социологические опросы среди россиян помогают аналитикам собрать данные о поведении общества в той или иной сфере. Одной из немаловажных частей жизни каждого россиянина является покупка необходимых ему товаров, которые сейчас в избытке представлены в традиционных и онлайн-магазинах. Однако далеко не все граждане нашей страны покупают только то, что им необходимо.

Согласно данным опроса, результаты которого приводит «Дни.ру», около половины населения России имеет предрасположенность к незапланированным покупкам, причем россияне сами в этом признаются. Психологи видят в такой манере поведения несколько причин, одной из которых является желание побаловать своего внутреннего ребенка. Кроме того, спонтанные покупки — это возможность снизить чувство тревожности, привнести положительные эмоции среди череды негативных событий.

Сергей Ломакин, сооснователь одной из крупнейших торговых сетей в России — Fix Price, согласен с мнением психологов. Он считает, что покупки часто приносят радость, однако положительные эмоции могут быть вызваны не только самим приобретением, но и осознанием того, что покупка была выгодной. Кроме того, радость человек может испытать и от процесса выбора интересной вещи для себя или своих близких, совершая его в праздничной обстановке магазина, украшенного к Новому году.

Исследования поведения покупателей проводятся с 1940-х годов. Известно, что доля спонтанных покупок составляет от 40 до 80%. По статистике около половины незапланированных приобретений приходится на категорию продуктов и еды, 43% — одежда, 35% — предметы для дома и кофе — 31%. Такие данные были получены аналитиками на основании опросов общественного мнения до введения коронавирусных ограничений. Но пандемия наложила свой отпечаток и на поведение людей в отношении покупок, и на предпочтения в выборе товаров.

Издание «Дни.ру» приводит данные о том, как распределились спонтанные покупки россиян по категориям товаров во время введенных ограничений. В 2020 году в список самых популярных незапланированных покупок попали моющие и дезинфицирующие средства, а также туалетная бумага и консервы.

Эксперты в сфере финансовой грамотности говорят о том, что спонтанные покупки могут приносить не только радость, но и огорчение. Как правило, оно связано с тем, что выгодно приобретенная вещь оказывается абсолютно ненужной, и в результате становится подарком для друзей или знакомых или отправляется на перепродажу. Поэтому специалисты рекомендуют обдуманно подходить к процессу совершения покупок.

Сергей Ломакин отмечает, что есть определенные рекомендации, помогающие избежать ненужных трат. В первую очередь, необходимо составлять список покупок. Также нужно иметь статью незапланированных расходов, однако следует ограничить бюджет, выделенный на спонтанные покупки. Часто избежать ненужных покупок помогает наличие компаньона. Психологи не рекомендуют совсем отказывать от спонтанных трат, однако в случае выбора какой-то вещи лучше взять паузу на обдумывание необходимости покупки.

Справка об эксперте:

Сергей Ломакин – российский бизнесмен, меценат. До 2007 года занимал должность генерального директора первого в нашей стране продовольственного дискаунтера – сети «Копейка», которую основал с партнерами в конце девяностых. После «Копейки» Ломакин посвятил себя развитию интересных ритейл-стартапов, открыв специально для этого международную инвесткомпанию совместно с иностранными партнерами. Возглавив российское направление компании, предприниматель вывел на рынок такие сети как «ЦентрОбувь», Modis и FixPrice. Сеть магазинов низких фиксированных ценFixPrice считается наиболее успешным проектом бизнесмена. На сегодняшний день сеть является крупнейшей в России и активно осваивает международный рынок. Количество торговых точек, которые охватывает FixPrice, достигло в сентябре 2021 года 4700.

.