Заседание правительства от 28 апреля должно стать поворотным в истории присоединения России к пакету мер G20 и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), известному как «BEPS Package». Сообщается, что в ходе этого заседания главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину будет поручено подписать договор между налоговыми органами разных стран о многостороннем обмене информацией о налогоплательщиках (CRS MCAA). Это значит, что для подачи специальных деклараций в рамках так называемой «офшорной амнистии» останется только два месяца. После окончания этого срока она продлеваться не будет.
Конвенция CRS MCAA предусматривает автоматическое предоставление финансовой информации странами, подписавшими соглашение. Проект был запущен «Большой двадцаткой» и ОЭСР несколько лет назад одновременно с разворачиванием деятельности по борьбе с BEPS. Как сообщают в ОЭСР, итоговый пакет мер по BEPS предоставляет все необходимые инструменты для того, чтобы сохранять прибыли и налоги внутри государства, без перевода финансовых структур в страны с пониженным налогообложением. Интересно, что хотя с самого начала Россия была в числе инициаторов разработки этого пакета мер, до последнего момента оставалось неизвестным: каковы будут условия вхождения в CRS MCAA и когда это произойдет.
По всей видимости, решающим толчком к принятию этого решения стало изменение позиции офшорных юрисдикций о раскрытии данных по собственным офшорным компаниям (в частности, речь идет о Британских Виргинских островах) вследствие публикации в марте этого года нашумевшего «панамского архива». Глава ФНС Михаил Мишустин не исключает, что сейчас, в свете принимаемых мер, процесс раскрытия информации вполне вероятно начнет набирать обороты в геометрической прогрессии, и у России нет никаких оснований для ограничения участия в нем.
Лишним подтверждением этого тезиса служит интересный факт. Еще в середине апреля генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа заявил, что Россия (вместе с еще семью десятками стран) входит в число государств, выразивших готовность взять на себя обязательства, именуемые AEOI Commitments, о предоставлении полной финансовой информации партнерам по конвенции. При этом Гурриа отмечал, что в случае России предусматривается начало обмена данными с 2018 года. Предметом информационного обмена станут данные о самих счетах, об их владельцах, о типах финансовых институтов. Панама и Бахрейн также упоминались Гурриа в качестве юрисдикций, пока что отказавшихся огласить сроки присоединения к CRS MCAA. Однако с тех пор правительства этих стран уже успели выступить с заявлениями о принятии в будущем этого стандарта.
Несмотря на то, что в качестве срока присоединения к соглашению называется 2018 год, стоит отметить, что почти наверняка проблемы с зарубежными деньгами из России, которые входят в сферу интересов налоговой службы, проблемы начнутся уже в начале июля этого года.
Почему так? Все просто. Предполагается, что Михаил Мишустин подпишет соглашение в предельно сжатые сроки, скорее всего еще до конца мая. Это будет означать, что владельцы иностранных счетов, еще не принявшие решение об участии в «офшорной амнистии», попадут в крайне неудобную ситуацию. Ведь де-юре они будут иметь в расположении еще два месяца для подачи специальной декларации или для закрытия соответствующих счетов. Но де-факто с июля месяца все это станет попросту бессмысленным в большинстве случаев: хотя данные по отчету попадут в налоговую только в конце 2018 года, последствия того, что ФНС получило эти данные, изменить будет совершенно невозможно. А это значит, что вся полученная налоговиками информация сможет — и скорее всего будет — использоваться и для дополнительных начислений налогов, и для инициирования судебного преследования, не исключено, что и уголовного. Следовательно, владельцам офшорных счетов стоит очень сильно поторопиться.
Сами же представители налоговой службы считают, что поторопиться нужно и им самим. Они отрицают любую связь принятого решения по CRS MCAA и публикацией «панамских файлов», называя вхождение в конвенцию «плановой работой», в реализации которой были допущены серьезные проволочки, и сейчас необходимо наверстать упущенное. Кроме того, аналогичные заявления звучат и в Минфине. Заместитель министра финансов Илья Трунин отмечает: «Мы с этим серьезно затянули, ведь обещали сделать это еще в январе этого года — и потому выглядели не очень хорошо. Ведь мы, как члены G20, должны быть в первых рядах». Сам министр финансов Антон Силуанов будет лично выступать с докладом по вопросу в Белом доме, где вопрос о делегировании Михаилу Мишустину и ФНС права на подписание документов о вхождении в соглашение по CRS MCAA будет решаться в закрытом режиме.