Казалось бы, какое дело крупнейшей финансовой структуре мира до денежной системы бедной африканской страны
Зимбабвийский Центробанк объявил о запуске обеспеченного золотом государственного цифрового токена Zimbabwe Gold (ZiG) в качестве средства платежа. Еще в апреле, когда этот революционный проект был только представлен, МВФ активно выступил против идеи. Теперь в Международном валютном фонде требуют: Зимбабве должно отказаться от нового токена. Почему? Какое дело МВФ до бедной африканской страны и ее денежной системы?
Центральный банк Зимбабве (RBZ) начал продажу обеспеченных золотом цифровых токенов инвесторам, установив минимальную цену в $10 для физических лиц и $5000 для компаний. Основная цель инициативы - убедить местных инвесторов в привлекательности вложения средств в национальные активы, предпочитая их американским долларам. Каждый выпущенный ZiG гарантированно поддержан определенным физическим количеством золота из резервов Центробанка.
Цифровой токен Zimbabwe Gold (ZiG) уже купили на 350 кг золота.
Представитель Зимбабве отметил, что этот шаг позволит повысить долю инвестиционных инструментов и предоставить гражданам более широкий доступ к ним. На момент начала октября инвесторы уже приобрели около 350 кг золота в форме ZiG.
Однако, успешная новация в бедной африканской стране вызвала бешенство в МВФ. Международный валютный фонд потребовал от властей Зимбабве пересмотреть решение по внедрению обеспеченного золотом цифрового токена в пользу либерализации рынка иностранной валюты путем устранения ограничений на обменный курс.
В Зимбабве не хотят идти этим путем: местный доллар в этом году подешевел на 40% по отношению к американскому доллару. И в стране решили: зачем «плясать» от бакса, когда можно выпустить свою, полностью обеспеченную золотом валюту?
МВФ активно выступил против решения Зимбабве.
Безусловно, революционное решение в Зимбабве не способно повлиять на всю мировую финансовую систему. Но вот подать пример - вполне! И если подобный путь начнут выбирать другие страны, это будет означать начало конца мировой финансовой системы. Обрушение и МВФ, и доллара, и США, как экономического гегемона, десятилетиями печатающего ничем не обеспеченные бумажки.
Уже более полувека американские доллары невозможно обменять на золото. Франция была первой страной, которая в 1947 году взяла кредит у международного валютного фонда то же самое сделали другие европейские страны. В результате люди стали копить доллар, а местная валюта обесценились. Тогда Европа решила с этим бороться: 4 февраля 1965 года президент Франции Шарль Де Голль напомнил Соединенным Штатам об обязательствах и готовность обменять доллар на золото. Америка заявила, что союзники по НАТО себя так не ведут. В ответ президент Франции сказал, что готов выйти из североатлантического Альянса, а через месяц прибыл в Нью-Йорк в сопровождении двух кораблей набитыми долларами. Обратно они отправились с 825 тоннами, загруженными золото.
Шарль Де Голль вывез из США во Францию 825 тонн золота в обмен на 5 млрд. долларов.
Концу 1965 года да французы обменяли на золото почти 5 млрд долларов. Вслед за Францией обменять доллары на золото захотели Германия Япония. Золотой запас США стремительно таял. В результате в 1971 году Соединенные Штаты объявили дефолт, а президент Ричард Никсон сообщил, что временно обмен доллара на золото приостановлен. Временное длится до сих пор: США больше никогда не обменивал доллар на золото.
А теперь представьте: обменять на драгоценный металл американский доллар невозможно, а зимбабвийский токен – хоть сейчас. Да, пока африканская страна установила лимиты для потенциальных инвесторов. Но сама схема такой валюты априори более привлекательна для бизнеса или государственных инвестиций. Вот только монополии МФВ и США при таком варианте нет места в мировой финансовой системе.
В нашем Центробанке против воли МВФ идти боятся.
Россия могли бы пойти тем же путем, что и Зимбабве – повод есть: обвал рубля набирает обороты. И хотя Банк России заявляет, что рассматривает радикальные меры валютного контроля, на самом деле, наши финансисты не готовы пойти на радикальную конфронтацию с МВФ.
А ведь для нашей страны решение изобретать не надо: первыми в новейшей истории по пути создания валюты, обеспеченной золотом, пошел СССР при Иосифе Сталине. 1 марта 1950-го в наших газетах было опубликовано постановление Совета Министров СССР: правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля. А его исчисление вести не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937-го, а на более устойчивой золотой основе, в соответствии с золотым содержанием рубля в 0.222168 грамма чистого золота.
СССР первым в новейшей истории выпустил валюту, обеспеченную золотом. Сместить доллар рублю помешала смерть Сталина.
Покупную цену Госбанка на золото определили в 4 рубля 45 копеек за 1 грамм. А за американский доллар в СССР официально давали всего 4 рубля вместо прежних 5 рублей 30 копеек. Это всерьез насторожило США. Но настоящую панику там вызвало сообщение о том, что в апреле 1952-го в Москве состоялось международное экономическое совещание, на котором СССР, страны Восточной Европы и Китай предложили создать зону торговли, альтернативную долларовой. Интерес к плану проявили Иран, Эфиопия, Аргентина, Мексика, Уругвай, Австрия, Швеция Финляндия, Ирландия и Исландия.
На совещании Сталин впервые предложил создать трансконтинентальный «общий рынок», где действовала бы своя межгосударственной расчетная валюта. Стать такой валютой все шансы имел советский рубль, определение курса которого было переведено на золотую основу. Смерть Сталина не позволила довести идею до логического завершения.